Центральная библиотека Ординского муниципального района

Наши координаты:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Межпоселенческая центральная библиотека»

Ординского муниципального района

 

Адрес:

617500, Пермский край, с.Орда

ул. 1 Мая, 1А

 

Телефоны:

(34258) 2-01-38 директор

2-04-34 детский отдел

2-04-05 методико-библиографический отдел, центр правовой информации

2-04-67 бухгалтерия

 

Электронная почта:

orda-biblio@yandex.ru

Сайт:

http://ordalib.permculture.ru

ВКонтакте:

https://vk.com/ordabiblioteka120

 

Режим работы

(октябрь - май):

понедельник - пятница

10.00 – 18.00  без перерыва;

воскресенье 10.00 - 17.00,

перерыв 13.00 - 14.00;

суббота - выходной день; 

последняя пятница каждого месяца – санитарный день

 

     
  File Name Size(KB) Modified Uploaded By
 1297
Download  Нормативно-правовые акты по реорганизации МБУ МЦБ.pdf 81 4/3/2019 5:09:31 PM Admin
Download  Об изменении учётной политики.docx 38 12/26/2018 2:35:30 PM Admin
Download  Организация налогового учета.doc 77 12/26/2018 2:35:43 PM Admin
Download  Положение о статистическом учете библиотечного обслуживания.pdf 219 10/22/2019 11:42:21 AM Admin
Download  Положение по защите ПД от 31.12.2011.doc 132 4/15/2019 11:23:59 AM Admin
Download  Приложение 10 командировки (1).docx 40 12/26/2018 2:36:28 PM Admin
Download  Приложение 11санкционирование.docx 47 12/26/2018 2:36:42 PM Admin
Download  Приложение 12 события после отч.даты).docx 20 12/26/2018 2:36:57 PM Admin
Download  Приложение 13 инвентаризация.docx 28 12/26/2018 2:37:08 PM Admin
Download  Приложение 15 График документооборота ЦБ.docx 32 12/26/2018 2:37:17 PM Admin
Download  Приложение 1Положение о Комиссии по поступлению и выбытию активов.docx 35 12/26/2018 2:35:51 PM Admin
Download  Приложение 5 план счетов МЦБ.docx 56 12/26/2018 2:36:01 PM Admin
Download  Приложение 6 ОС.docx 35 12/26/2018 2:36:08 PM Admin
Download  приложение 7 МЗ.docx 19 12/26/2018 2:36:15 PM Admin
Download  Учетная политика МЦБ на 2019 год.docx 83 12/26/2018 2:37:27 PM Admin
16 object(s)

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию обзор нескольких интересных статей из научно-практического журнала «Современная библиотека» за 2018 год, которые описывают идеи и практический опыт библиотек России.

Тупонина, Е.Б. Год спустя / Евгения Борисовна Тупонина // Современная библиотека. – 2018. – №10. – С.45-49.

Чужие дети растут очень быстро. Свои – мучительно долго и совершенно незаметно. В фильме о взрослении ребёнка у родителей ведущие роли. Каждодневные «съёмки» забирают у них все силы. Но иногда, в перерыве между заботами, появляется возможность просмотреть «отснятый материал», и тогда можно увидеть, в какой сюжет сплетаются кадры и сцены. Вот и специалисты молодой библиотеки им. Д.Гранина Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга накануне годовщины открытия и 100-летнего юбилея решили показать получившиеся сцены библиотечной жизни: как всё начиналось и что ждёт впереди.

Пирогова, Т.С. Группы в социальных сетях: советы бывалых / Татьяна Сергеевна Пирогова, Марина Николаевна Поникаровская // Современная библиотека. – 2018. – №10. – С.38-44.

В современном информационном обществе библиотекари вслед за читателями перемещаются в виртуальную среду, активно создают группы  в социальных сетях. О том, как лучше это делать, шла речь на круглом столе «Технологии и контент: типичные ошибки в библиотечных аккаунтах» в рамках VIII НеКонференции библиотечных блогеров. В результате сформировались ценные рекомендации по ведению библиотечных групп, которые могут быть полезны сообществу. Всю работу по ведению групп условно можно поделить на несколько этапов: подготовительный, содержательный, дополнительный и аналитический. Успех в социальных сетях зависит не от выверенных шагов, а от того, насколько хорошо вы смогли раскрыть свои ценности. Несколько советов от авторов: не забывайте меняться, быть в своей теме, придумывать новое, любить своих подписчиков. В помощь для ежедневной работы с библиотечной группой предложен чек-лист, который содержит краткое резюме всего изложенного.

Некрасова, С.В. Было бы желание, курсы всегда найдутся /Светлана Владимировна Некрасова // Современная библиотека. – 2018. – №9. – С.32-35.

При подготовке мероприятий и книжных выставок можно пользоваться просветительскими интернет-ресурсами. Что немаловажно – они бесплатны и содержат полезную часто уникальную информацию. Ведущий методист Донецкой республиканской библиотеки для молодёжи предлагает список ресурсов, которые позволяют расширить знания в профессии, приобрести полезные знакомства, обменяться мнениями и получить новый опыт.

Жужгова, О.Ф. Имя писателя как бренд библиотеки /Ольга Фёдоровна Жужгова // Современная библиотека. – 2018. – №9. – С.8-11.

В настоящее время увеличивается количество именных библиотек, занимающихся сохранением и продвижением творческого наследия поэта, писателя. Более 200 имён сегодня носят библиотеки России. В статье дается рейтинг популярности присвоенных имен. Как правило, имя для библиотеки выбирается по нескольким причинам: масштаб личности, многолетняя работа с творчеством данного человека, территориальная привязка, инициатива влиятельных персон. Автор рассказывает историю присвоения имени поэта Алексея Просолова библиотеке, входящей в состав ЦБС г.Воронежа.

Сыромятникова, С.С. Скоростное книжное ГТО / Софья Сергеевна Сыромятникова // Современная библиотека. – 2018. – №9. – С.94-95.

Руководитель Центра поддержки и развития чтения Самарской ОУНБ делится опытом проведения областного конкурса скоростного чтения «Книжное ГТО», зародившегося как развлечение на одном из городских праздников. Участникам следовало за одну минуту вслух быстро прочитать отрывок предложенного художественного текста. Организаторы выбрали произведения С.Востокова, Е.Водолазкина, М.Петросян, Л.Улицкой, Д.Быкова  и др. двенадцать лучших чтецов «Книжного ГТО» получили призы и подарки от спонсоров. В завершение организаторы дали ряд рекомендаций по развитию навыков скоростного чтения: чтение текста вверх ногами, справа налево, ежедневное пятиминутное чтение вполголоса и др.

Лунина, В.В.Что думают подростки о патриотизме : [краевое исследование] / Валентина Владимировна Лунина // Современная библиотека. – 2018. – №8. – С.8-11.

Главный библиотекарь научно-методического отдела Краснодарской краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых рассказывает об исследовании, которое позволило систематизировать сведения о том, что оказывает влияние на воспитание патриотических чувств у детей 11-14 лет и какое место в этом процессе занимает книга.

Альхименок, М.Д. Магнитная мозаика : [проекты по краеведению] / Маргарита Дмитриевна Альхименок // Современная библиотека. – 2018. – №8. – С. 18-20.

Главный библиотекарь Центра методического обеспечения и обучения персонала Центральной городской библиотеки г.Мурманска делится опытом создания и реализации краеведческого проекта «Мозаика Мурмана», символом которого был выбран образ кота Семёна. Интерактивной связующей всех мероприятий стала мозаика, состоящая из девяти магнитов. Получить магниты можно было на девяти мероприятиях Декады краеведческих знаний.

Бусаргина, И.В. Интерактивная сказка без костюмов и сотрудников : [информационно-коммуникативные технологии] / Ирина Владимировна Бусаргина // Современная библиотека. – 2018. – №8. – С. 37-39.

Заведующая сектором обслуживания детей Центральной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина ЦБС Центрального округа г. Новосибирска рассказывает о том, как на помощь библиотекарю могут прийти современные технологии. Речь идёт о приложении Snapchat (моментальный снимок) – мобильное приложение обмена сообщениями с прикреплёнными фото и видео, которое довольно просто в использовании. Snapchat можно использовать в театрализованных мероприятиях, квестах, необычных видеорекомендациях книги. Это быстрый и современный способ записать видео от лица какого либо персонажа.

Калабина, Т.Н. «Библиотечный Оскар» / Тамара Николаевна Калабина // Современная библиотека. – 2018. – № 8. – С. 45-47.

Заведующая методическим отделом Тульской библиотечной системы рассказывает об одной доброй традиции, которая, хоть и появилась всего несколько лет назад, но активно набирает обороты, – это конкурс профессионального мастерства «Библиотечный Оскар».

Комлева, А.Л. Развиваемся, играя / Анна Леонидовна Комлева, Анна Викторовна Сайченко // Современная библиотека. – 2018. – № 8. – С. 53-55.

Главный библиограф и заведующая отделом информационно-библиографического обслуживания и каталогизации Нижегородской государственной областной детской библиотеки рассказывают о появлении в библиотеке литературно-сенсорной комнаты. Эта комната является площадкой для реализации программ: «Поэтическая азбука настроений» для детей 3-5 лет; «Поэтический тайник» для детей 5-7  лет; «ЛитЭврика» для детей 7-9 лет; Клуб маленького умника и «Литературное гувернёрство».

Вдовина, Т.Ф. Волонтёрство в нескольких измерениях / Татьяна Фёдоровна Вдовина // Современная библиотека. – 2018. – № 8. – С. 64-66.

Заведующая методическим отделом ЦБС Копейского городского округа Челябинской области делится опытом работы с волонтёрами – студентами политехнического техникума, которые являются помощниками в проведении масштабного городского летнего библиотечного «Фестиваля книги и чтения».

Арасланова, Л.З. Чтение с увлечением / Лилия Загидулловна Арасланова // Современная библиотека. – 2018. – № 8. – С. 88-91.

Главный библиотекарь Кировской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Грина представляет литературный обзор детских журналов и книг, которые издавались в России до революции.

Илибаева, Н. Как нечитатели свою библиотеку искали / Наталья Илибаева // Современная библиотека. – 2018. – № 8. – С. 93-95.

Главный библиотекарь отдела библиотечных технологий и методической деятельности ЦБС г.Сургут делится опытом проведения в городе ВелоБиблиоКвеста «Найди свою библиотеку». Суть квеста проста: желающие подают заявку через сайт, в назначенное время собираются возле Центральной библиотеки, знакомятся с правилами безопасности и по маршрутному листу стартуют – каждая команда в своём направлении – в городские библиотеки, где нужно выполнить задания. Библиотекари достигли своей цели: познакомили активных и спортивных горожан с библиотеками, показали, что они – рядом, открыты и рады новым знакомствам.

Хабирова, М.Н. Повелитель страниц / Марина Николаевна Хабирова // Современная библиотека.– 2018. – № 8. – С. 82-83.

В г.Перми в рамках поэтического фестиваля прошёл детский краевой чемпионат «Повелитель страниц» по громким чтениям стихотворений. Мероприятие было ориентировано на детскую и подростковую аудиторию в возрасте до 18 лет. Основу соревнования составили конкурс декламации стихотворений и прочтение собственного поэтического произведения. При подготовке подобного мероприятия важно грамотно выстроить его логику, определить профессиональное жюри, выбрать соответствующий возрасту и уровню развития ребенка текст. Автор, заместитель директора Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им. А.М.Горького делится опытом организации и проведения мероприятий подобного рода.

Сукиасян, Э.Р. Рассуждения об эффективности: экономической и социальной / Эдуард Рубенович Сукиасян // Современная библиотека. – 2018. – № 7. – С. 14-15.

Эффективности бывают разные. Экономическая всем понятна: на рубль вложенных средств надо получить больше вложенного в дело рубля. Экономический эффект библиотеки отложено во времени и не поддается полному учёту. Автор статьи, заслуженный работник культуры РФ, поднимает вопросы о социальных функциях библиотек, о платных услугах, о руководителе библиотекаре-профессионале и его обучении, о системе показателей и библиотечной статистике. Показывает, как решаются все эти проблемы за рубежом и в развитых странах. Надеется, что в российских библиотеках рано или поздно на первое место выйдет показатель охвата населения.

Савина, А.А. С молодёжью в контакте! /Алевтина Анатольевна // Современная библиотека. – 2018. – № 7. – С. 64-67.

Проблему привлечения молодёжи к чтению решили начать с массовой работы и молодёжных объединений, которые вызывают интерес у подростков и юношества. В рамках проекта «Через книгу и чтение – к досугу и общению» был создан студенческий клуб «Контакт» на базе техникума. Особенно востребованными оказались такие интересные, нестандартные мероприятия: флешмобы «Прочитанная книга о войне – твой подарок ветерану», «Чтение – лучшее времяпровождение!»; акции «Читающая маршрутка», «Здоровый образ – альтернативы нет» с приглашением врачей-наркологов; квест «Библиотечные бродилки», молодёжные диспуты, фестивали и др. Члены клуба всегда желанные гости в социальной гостиной «Вдохновение», где происходит творческое общение молодых с людьми «серебряного» возраста. Таким образом у библиотекарей Городской библиотеки г.Алексеевка Белгородской области «есть контакт» с молодёжью.

Кузнецова, В.А. Логин и пароль страны / Валентина Константиновна Кузнецова, Людмила Николаевна Мудрова // Современная библиотека. – 2018. – № 7. – С. 72-75.

Желая стать понятнее и ближе молодому поколению ЦГДБ г.Санкт-Петербурга разработала проект «Логин и пароль страны. Символы Отечества», состоящий из самостоятельных программ-модулей. Он стал новой ступенью в цикле мероприятий патриотического и правового содержания. Календарно-тематический план мероприятий проекта построен с учётом государственных праздников и памятных дат страны и города. Авторы делятся опытом работы проведения мероприятий патриотической тематики.

Фельк, В. Принцип работы фишинговых страниц : [как проверить сайт на законность] / Виктор Фельк // Современная библиотека. – 2018. – № 6. – С. 24-27.

В Интернете можно не только найти массу полезной информации, но и столкнуться с мошенничеством. Автор блога рассказывает, как определить ненадёжный ресурс, как проверить сайт на мошенничество онлайн в специальных базах, как уберечь себя и своих пользователей от интернет-мошенников с помощью спецсервисов и т.д.

Чернышова, Т. Н. Краеведение в электронном формате : [информационно-коммуникативные технологии] / Татьяна Николаевна Чернышова // Современная библиотека. – 2018. – № 5. – С. 40-41.

Представляя краеведческую информацию в Интернете или на локальных носителях, библиотека обеспечивает доступность создаваемой информации, распространяет знания о своём регионе, способствует формированию и развитию информационных краеведческих потребностей. Главный библиотекарь Центральной библиотеки им. Н.С. Клестова-Ангарского ЦБС г.Усть-Илимска рассказывает, какие краеведческие ресурсы создаёт их библиотека.

Борисова, А. Ю. Эта книга заставила меня плакать : [опыт работы с молодёжью] / Алёна Юрьевна Борисова // Современная библиотека. – 2018. – № 5. – С. 66-68.

Заместитель директора Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.Уткина рассказывает, как библиотекари привлекают молодёжь к чтению, в частности, о проектах «Эта книга заставила меня плакать», «Краткий курс книжного блогера», о литературном клубе «Читатели» и т.д.

Шевчук, Е.А. Проект «Знать, чтобы помнить» : [Великая Отечественная война] / Елена Алексеевна Шевчук // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 26-27.

Заведующая методико-библиографическим отделом Централизованной библиотечной системы для детей им. Н.Островского г. Красноярска рассказывает о проекте, цель которого – сохранить память о событиях Великой Отечественной войны, воспитать чувство уважения и гордости за свою страну, людей, вершивших её историю.

Васильева, Е. На стыке социального и культурного волонтёрства : [внимание: конкурс] / Екатерина Васильева // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 28-29.

Руководитель отдела специальных проектов и PR Российской государственной библиотеки для молодёжи рассказывает о Всероссийском конкурсе «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке» и приводит примеры наиболее удачных проектов: фестиваль «От добрых мыслей – к добрым делам», «»Азбука добра», «рука помощи приюту бездомных животных «Ушки на макушке», «Библиолига» и др.

Столяров, Ю.Н. Библиотека – третье место: трезвый анализ модной идеи : [функции библиотеки] / Юрий Николаевич Столяров // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 30-35.

Концепция библиотеки как третьего места после домашнего очага и места работы оживлённо обсуждается в мировом библиотечном сообществе. Главный научный сотрудник Научного и издательского центра «Наука» Российской академии наук вместе со слушателями Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки пытается разобраться, все-таки, чем является сущностная функция библиотеки, анализируя книгу «Пространство возможностей» И.Б.Михновой, директора Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Некрасова, С.В. Метод кейсов для популяризации художественной литературы : [кейс-технология] / Светлана Владимировна Некрасова // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 66-69.

Ведущий методист Донецкой республиканской библиотеки для молодёжи делится опытом применения кейс-технологии в работе по пропаганде художественной литературы. Автор рассказывает, что такое метод кейса, какими кейсы бывают по размеру, выделяет несколько этапов работы с кейсами. Автор советует использовать данную форму среди подростков от 14 лет.

Гладкова, И.А. Краеведение как ресурс развития региона : [краеведческая деятельность библиотек] / Ирина Анатольевна Гладкова // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 82-85.

Директор ЦБС г.Орла делится опытом работы такого направления, как библиотечное краеведение. Автор рассказывает, как важна эта деятельность библиотек, какие формы работы наиболее привлекают пользователей, как многогранная краеведческая деятельность современной библиотеки способствует формированию её положительного имиджа в обществе.

Устакова, Л.Н. Интеллектуариум для малышей / Лада Николаевна Устакова // Современная библиотека. – 2018. – № 3. – С. 93-95.

Ведущий библиотекарь отдела маркетинга и инноваций Национальной библиотеки Чувашской Республики г.Чебоксары рассказывает о детской игровой комнате «Интеллектуариум». Эта комната – настоящий остров, к которому стремятся причалить все, кто любит интересно и весело жить, кто целенаправленно ведёт свой семейный корабль к успеху, получая новые знания, навыки, стремясь к гармоничному развитию и дружескому общению.

Чёрный, Ю.Ю. Облачные вычисления : [азбука новых технологий] / Юрий Юрьевич Чёрный // Современная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 20-25.

Руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН знакомит нас с облачными технологиями, согласно которым данные и программы хранятся и запускаются на удалённых серверах, а пользователь получает к ним доступ через стандартный веб-интерфейс с любого подключенного к сети устройства. Автор даёт характеристики облачных вычислений и приводит примеры их применения, в т.ч. в библиотечном деле.

Преминина, Е.В. 3D-технологии в действии : [формирование фонда книгами с дополненной реальностью] : [информационно-коммуникативные технологии] / Елена Владимировна Преминина // Современная библиотека. – 2018. –№ 2. – С. 26-29.

Заведующая отделом организации и использования единого фонда Центральной детской библиотеки им. Я. Мудрого г. Ярославля рассказывает об особом разделе фонда – 3D-книгах. 3D-книга говорит и одновременно наполнена элементами анимации. Для детей – это эффективный способ развития воображения, фантазии, возможность научиться читать, и всё это объединено в интересную и весёлую форму.

Белова, С.Н. Зачем Даль записывал пословицы на «ремешках»? : [информационно-библиографические игры] / Светлана Николаевна Белова // Современная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 36-39.

Ведущий специалист по маркетингу методического отдела Центральной библиотеки г. Кандалакши Мурманской области делится опытом проведения тематических информационно-библиографических игр, в частности, подробно рассказывает об игре «За далью – Даль», приуроченной к 215-летию со дня рождения русского писателя, лексикографа и этнографа В.И. Даля.

Юрик, И.В. «КБ-16»: коворкинг в научной библиотеке /Анна Викторовна Юрик // Современная библиотека. – 2018. – №2. – С. 12-17.

Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле – подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком – подобное пространство, коллективный офис. Центры коворкинга оборудованы всем необходимым для осуществления полноценного труда. Как правило, помимо рабочего пространства они также включают в себя зону отдыха, кухню или автоматы с едой и напитками, переговорную комнату и собственную библиотеку. Вот и получается «офис напрокат», место в котором можно арендовать как на день, так и на весь год. Проект «Коворкинг в Научной библиотеке БНТУ «КБ-16»» стал победителем в республиканском конкурсе «Лучшая библиотека года» в номинации «Лучшая университетская библиотека». Конкурс проводился в 2017г. ОО «Белорусская библиотечная ассоциация» и ООО «Агентство Владимира Гревцова»

Якушев, П. «Кубок Молчановки»: проектная сессия : [как написать проект: библиотечный квест] / Павел Якушев, Анастасия Яровая // Современная библиотека. – 2018. – № 1. – С. 12-15.

Сотрудники сектора научного проектирования и инноваций Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И.Молчанова-Сибирского рассказывают, как они учили библиотекарей писать проекты, а итоговое занятие проходило в виде библиотечного квеста, где были сформулированы ключевые вопросы для пяти локаций. Первые Молчановские игры показали, что подобный формат может являться хорошим инструментом по вовлечению большого количества сотрудников в стратегическое планирование.

Морозова, К.А. Продвижение книги в INSTAGRAM / Кристина Андреевна Морозова, Алёна Алексеевна Осипенко // Современная библиотека. – 2018. – №1. – С. 26-29.

INSTAGRAM – это бесплатное мобильное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями, доступное для смартфона. Но существует и сайт сервиса. Библиотекари Муниципальной информационно-библиотечной системы г. Новокузнецка Кемеровской области рассказывают, как используют сайт для информирования пользователей о популярных и новых книгах, поступивших в ЦГБ.

Копа, И.О. Интеграция: книга и интерактивные технологии : [информационно-коммуникативные технологии] / Ирина Олеговна Копа // Современная библиотека. – 2018. – № 1. – С. 30-33.

Главный библиотекарь Детской библиотеки им. А.Гайдара ЦБС г. Улан-Удэ Республики Бурятия рассказывает о том, как библиотека смогла провести настоящую реформу: превратить традиционное книжное пространство в интерактивную среду. Для этого был приобретён комплекс оборудования, включающий виртуального гида, интерактивную стену, пол и стол. Этот комплекс в библиотеке получил название «Три К: книга, культура, коммуникация».

Бабичева, Е.В. Литературные ритмы Белгородчины/ Елена Владимировна Бабичева // Современная библиотека. – 2018. – №2. – С. 45-49.

Заведующая Центром чтения Белгородской государственной универсальной научной библиотеки рассказывает: В течение трёх дней в Белгороде проходило главное литературное событие года – II региональный книжный фестиваль «Белогорье», который был призван познакомить белгородцев с лучшими изданиями области и текущим потоком отечественной литературы. В этом году фестиваль получил название «Современные литературные ритмы».

Романова, Д.М. Эмодзи: визуализация классических образов / Дарья Михайловна Романова // Современная библиотека. – 2018. – №1. – С. 90-92.

Клиповое мышление – одна из отличительных черт современного подростка. Специалисты городской библиотеки Снежинска решили использовать эмодзи, чтобы привлечь внимание подростков к школьной программе (конкурс «Летние литературные гонки»).

Надеемся, что вы вдохновились опытом наших коллег, узнали что-то новое и отметили на будущее для себя, какие мероприятия можно применить на базе ваших библиотек. Журнал «Современная библиотека» находится в методико-библиографическом отделе Ординской центральной библиотеки, спрашивайте, берите, читайте, узнавайте.

Подготовила Н.М.Порошина, зав. МБО

«…Выставка не должна быть «слепой», она должна быть «зримой», «видимой».

Она не должна теряться, а должна выделяться… Но самое главное даже не это.

Главное – необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое «цепляет», не дает пройти мимо...»  

Я. В. Чиркова

Можно ли научиться творить? И уместно ли упоминание этого понятия, когда речь идет об организации книжной выставки? Казалось бы, все предельно ясно, и в этом вопросе давным-давно расставлены все точки над «i». Однако творческая натура всегда находит выход для своей безграничной фантазии, даже в повседневной работе. Вашему вниманию представляется опыт библиотек в организации выставочной деятельности.

Аксёнова, Е. Приглашение к прочтению: Разработка, организация, оформление [выставки] / Елена Аксёнова// Библиотека. – 2015. – №1. – С. 65-70.

Раскрывается технология создания библиотечной выставки, определены ключевые моменты, на которые следует обратить внимание: выбор темы, целевое и читательское назначение, отбор документов, структура, оформление, анализ эффективности.

Баркова, И. «Шкаф поколения Next»: секреты виртуальной экспозиции / Ирина Баркова // Библиотека. – 2015. – № 8. – С. 41-44.

Современные технологии, если правильно ими воспользоваться, помогают привлечь к книге внимание. Это замечательный инструмент, который способен не только обеспечить свободный доступ практически к любому произведению, но и развить мотивацию у подростков к чтению.

Барыбина, И. Такой непопулярный производственный роман: организация экспозиции одной книги с использованием принципа book-art / Ирина Барыбина // Библиополе. – 2017. – № 2. – С. 41-44.

Особенностями выставки-инсталляции являются трёхмерность, наличие многообразных элементов, способность провоцировать эмоции и интеллект читателя-зрителя, раскрывая глубинный смысл поставленного во главу угла текста. Принципы book-art отводят значительное пространство выставки предметной атрибутике. Выставка библиотеки имени С.А. Есенина г.Ростова-на-Дону «Мы не врачи – мы боль» была посвящена роману Л.Улицкой «Казус Кукоцкого». Была выбрана цветовая гамма, соответствующая атрибутика, позволяющая почувствовать эпоху, расширить представление об истории медицинской профессии. Желающие имели возможность посмотреть фрагменты экранизации произведения, изучить электронную презентацию по творчеству Л. Е. Улицкой.

Еремеева, О. Что мы знаем о пингвинах: [книжная выставка: какой ей быть?] / Ольга Еремеева // Библиополе. – 2017. – № 10. – С. 39-41.

Главный библиотекарь Вологодской областной детской библиотеки на примере нескольких выставок, которые вызвали большой интерес у маленьких читателей, показывает, как наглядно, занятно и информативно можно сделать выставку-викторину о пингвинах, экспозицию с фигурками кроликов, выставку с 10-ю замечательными книгами о морских приключениях, а также материал выставки ко Дню ручного письма.

Затонских, Г. Я в этом городе живу, я город этот знаю: Идеи детской библиотеки / Галина Затонских // Библиополе. – 2014. - №7. – С.24-28.

Главный библиотекарь Липецкой областной детской библиотеки рассказывает, как сделать краеведение увлекательным. Выставки – это событие для читателя. Они всегда разнообразны и в идейном содержании и в выборе форм и в способе представления документов. Здесь книги укладываются лесенками, веером, преобразуются в домики и даже спускаются откуда-то с потолка. А всё для того чтобы быть увиденными и востребованными. Автор предлагает разработанные неординарные книжные выставки краеведческой тематики.

Кожемякина, С. Сделай селфи со снеговиком : идеи разноплановых тематических экспозиций : [нетрадиционная выставка] / Светлана Кожемякина // Библиополе. – 2017. – № 6. – С. 41-45.

Библиотекарь сектора детского чтения центральной районной библиотеки г.Ковдор Мурманской области делится опытом создания необычных книжных выставок, в основе которых – творческое начало и фантазия библиотекарей. Оформляя экспозиции, сотрудники используют всё свободное пространство помещения (пол, потолок, двери и стены), а также вспомогательные предметы (передвижные стенды, стремянки и пр.). Например, из стремянки и куска ткани была создана кукла Масленица к выставке-просмотру «Широкая Масленица», к Году Обезьяны была организована выставка-поделка, к Новому году был организован новогодний вернисаж и фотоконкурс «Селфи со Снеговиком» и др.

Коковенкова, Л. Удивительное на детской полке / цикл книжных выставок / Лариса Коковенкова // Библиополе. – 2014. – № 7. – С.34-37; №8. – С. 28-31.

Что может заставить ребёнка с любопытством, азартом и увлечённостью проводить время у книжной выставки? Как и во всём остальном, учёба это или отдых, самая распространённая форма работы с детьми – игра! Это не просто развлечение, а творческий, вдохновенный труд малыша, который способствует обогащению его словарного запаса, развивает наблюдательность, внимание, тренирует память. Автор представляет макеты нетрадиционных игровых книжных выставок со списком литературы для малышей.

Копеина, Л. Именинный торт Карлсона : технология создания запоминающейся экспозиции книги-юбиляра : [выставка-викторина] / Лейла Копеина // Библиополе. – 2017. – № 9. – С. 40-42.

Главный методист по работе с детьми централизованной библиотечной системы г. Братска Иркутской области делится опытом создания интересных экспозиций на примере двух выставок-викторин, посвящённых книге-юбиляру А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и произведению П.П.Ершова «В сказку за Коньком-горбунком».

Копылова, О. И глаз горит, и руки делают: оформление экспозиций малыми средствами / Ольга Копылова // Библиополе. – 2016. – № 11. – С. 47-49.

Сегодня много говорят об инновациях в обслуживании. А что это такое? Так можно определить и оригинальную форму подачи материала, и использование современных технологий, и внедрение каких-либо собственных уникальных находок. Сотрудники Мценской районной библиотеки Орловской области делятся своим фантазийным опытом в оформлении интерьера, выставок, проведении мероприятий.

Корельская, Ю. Абсурд, фантастика и чемодан приключений / Юлия Корельская // Библиополе. – 2016. - № 9. – С. 41-44

Есть масса способов и возможностей показать книгу нестандартно, представить её так, чтобы читатель не смог уйти, не взяв её с собой. Библиотекарь Северодвинской центральной библиотеки им. Н.В.Гоголя предлагает оформить выставки в форме арт-объекта. Они не только красивы, интересны и необычны, они «хватают» читателя «за грудки», заставляя развернуться на 180 градусов и начать разглядывать, впитывать информацию. Например, «абсурдная» выставка по творчеству Даниила Хармса оформлена в виде «даниилохармского» дождя, потоки которого спускались с потолка. Или простой, советский, потертый чемодан, полный книг, «обросший» дополнениями в виде географических карт, звездолетов-оригами, нарисованных персонажей, вязаных шарфов и прочих тематических атрибутов. Или книжная выставка-сюрприз, которую можно прятать. Она производит визуальный эффект, так как содержит отзывы читателей о книгах, обложки которых спрятаны в обёртку. Создавать подобные экспозиции совсем не сложно.

Мурзина, Т. Любимые персонажи в силуэтах: организация необычной экспозиции / Татьяна Мурзина // Библиополе. – 2016. – № 2. – С. 53-55.

Заинтересовать, заинтриговать, приобщить к чтению – вот девиз, под которым нужно работать, планируя выставочную деятельность. Удачной находкой библиотекарей из города Могилева Республики Беларусь стал инновационный проект «выставка-силуэт». Эта форма позволяет синтезировать разнообразные методы работы, сочетать выставку с викториной, играми, творческими уроками. Коллеги рассказывают, как возникло искусство силуэта, делятся опытом поэтапного оформления данных выставок.

Мурзина Т. Навигатор в лабиринте стеллажей: способы изготовления и использования указателей / Татьяна Мурзина // Библиополе. – 2016. - №5. – С. 23-25.

В очередной статье заведующая библиотекой гимназии №4 г.Могилева рассказывает, что такое библиотечный маркер?. Этим словом, в переводе с английского «метка», «указатель», «закладка», обозначают небольшой по формату бумажный или картонный знак, изготовленный из простых и доступных материалов. Он пригодится дополнением для любой экспозиции. При этом внешний вид выставки сразу обращает на себя внимание, целостность экспозиции не нарушается. Как самим сделать библиотечный маркер? Как можно использовать маркер в работе с читательскими формулярами. Как должны выглядеть маркеры? Здесь вы найдете ценные подсказки и рекомендации.

Огрина, Л. С нами не соскучишься: Творчество. Современный формат [выставка] / Людмила Огрина // Библиотека. – 2015. - №9. – С. 49-51.

Автор утверждает, что экспозиция позволяет соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя. А как это сделать? Своими профессиональными находками поделилась зав. отделом городской детской библиотеки г.Нерюнгри Якутия, представив выставочную деятельность.

Рылина, И. Эти экспозиции можно не только видеть… / Ирина Рылина // Библиополе. – 2012. – №8. С.31-32.

Видовой и жанровый репертуар выставок сегодня достаточно разнообразен. В качестве иллюстративного материала используются различные поделки, сувениры, фотографии. Однако и в этой области есть место для инноваций. Так в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества разработан и внедрён цикл выставок-концертов, посвященный величайшим певцам и композиторам – юбилярам года. Эта форма экспозиций предусматривает не только традиционный визуальный ряд, но ещё и звуковой: подбираются уникальные музыкальные записи. В статье так же показан опыт работы оформления цикла выставок по декоративно-прикладным видам искусства, интерактивных выставок-сюрпризов с использованием аудиовизуальных материалов.

Солтанова, Л. Арт-провокация: смелый взгляд на искусство: как организовать экспозицию работ местных художников / Лилия Солтанова // Библиополе. – 2017. – № 7. – С.36-40.

Картинами, рисунками и другими предметами искусства в библиотеке уже трудно кого-то удивить. Но сотрудники библиотеки семейного чтения г.Северодвинска Архангельской области захотели пойти дальше – сблизить зрителей и арт-объекты, чтобы читатели воспринимали экспонаты не только визуально, но и чувствовали себя участниками творческого процесса. Для этого была создана интерактивная выставка.

Стрельцова, Н. Бумажные бабочки и мультяшные человечки: Эстетическое оформление / Наталья Стрельцова // Библиотека. – 2016. - №2. – С. 63-66.

Автор делится дизайнерскими секретами в оформлении книжных выставок. В каждой экспозиции есть своя изюминка: тонкие цветные бумажные бабочки, которые освежают, задают дух весны; свиток, фонарики с портретами; фотопазлы; диорама Олимпийской горы с ярусами – яркими эпизодами спортивных баталий и др.

Харченко, С. Грани арт-пространства: придумываем тематические экспозиции / Светлана Харченко // Библиотека. – 2012. – № 11. – С. 68-72.

Отдел литературы по искусству Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской имеет свое неповторимое лицо. Обустройство книжной экспозиции для сотрудников отдела – процесс, включающий в себя синтез искусства, науки и практики.

Щербакова, Г. Бывает интересно всё то, что неизвестно: [выставочная деятельность] / Галина Щербакова // Библиотека. – 2016. – №3. – С. 43-46.

Заведующая отделом Центральной библиотеки г. Йошкар-ола знакомит с выставочной деятельностью, которая успешно сочетает в себе традиции и инновации. Автор делится опытом оформления и дизайнерским подходом нетрадиционных книжных выставок: выставка-панорама «От Руси к России», выставка-конфликт, дискуссия, размышление «Унесённые дымом», «Не будь зависимым – скажи НЕТ», выставка-память «Память сильнее времени», выставка-знакомство «День рождения знаменитых книг», выставка-реклама, выставка-призыв «Брось мышку возьми книжку!», выставки-календари «Литературные даты…года», «Юбиляры года», «Времена года» и др.

Циценко, О. Посмотри в наши окна: Литературные экспозиции, призванные привлечь внимание посетителей / Ольга Циценко // Библиополе. – 2017. - № 3. – С. 40 – 42.

Специалисты Старооскольской ЦБ заполнили оконные проёмы первого этажа. Появились красочные выставки-инсталляции: «Время читать», «Литература и кино», «Магия Пушкина – магия кино». Параллельно с оконными выставками преобразилось и внутреннее пространство библиотеки. Изюминкой уютного уголка отдыха «Читайте классику в Год российского кино» стал ретро-телевизор ручной работы. На его экране - героиня фильма «Девчата» Тося Кислицына с книгой в руках. Подвесные элементы – ещё один способ создания необычной экспозиции. Фантазия неиссякаема, поэтому читателей ждёт много интересных выставок.

Творите, фантазируйте, придумывайте, воплощайте свои идеи!

Подготовила Н.М.Порошина, зав. МБО

Уважаемые коллеги! Весной обновляется и раскрывается во всей полноте природа. Возникает жгучее желание творить и созидать.

Самое время окунуться в проекты, создать привлекающие внимание интерьерные штучки и узнать секреты библиотечного мастерства. Надеемся, что советы коллег, опубликованные в журнале «Библиополе» за 2 полугодие 2017 года, пригодятся вам в работе.

Гордиенко, Ю. Встретимся на «Шарыпово онлайн» : проекты по продвижению литературы в молодёжной среде / Юлия Гордиенко // Библиополе.  -  2017. - № 7. – С. 17-20.

Заведующая Центральной городской библиотеки г. Шарыпова Красноярского края рассказывает, что, благодаря появлению в библиотеке молодых сотрудников, появился проект по созданию открытого литературного пространства «АРТ-Квартал». В рамках проекта возникли «Скамья чтения» и «Открытый микрофон», библиотекари приняли участие во Всероссийской акции «Литературная ночь», проведён литературный парад «Мы к вам заехали на час», во всех библиотеках созданы специальные зоны для селфи.

Девяткина, Т. Виртуальный портфель пятиклассника : электронный рекомендательный ресурс для школьников / Тамара Девяткина // Библиополе. - 2017. - № 6. – С. 16-19.

Заведующая информационно-библиографическим отделом Мурманской областной детско-юношеской библиотеки рассказывает о созданном её работниками проекте «Портфель читающего школьника». Важной составляющей комплекта являются рекомендательные списки художественной литературы – основной аннотированный «Десять книжек для девчонок и мальчишек» и дополнительный «Что ещё почитать?». На основе указанных книг разработана «Творческая тетрадь», где даны творческие задания по мотивам предлагаемых произведений.

Запащикова, Л. «В ней есть душа, в ней есть свобода…» : игра-путешествие для взрослых и детей : [экологическое просвещение] /Лариса Запащикова // Библиополе. - 2017. - № 11. – С. 50-54.

Методист Челябинской областной юношеской библиотеки предлагает сценарий командной интеллектуально-развлекательной игры по охране природы. Пройдя все раунды, участники узнают много нового и интересного: необычные природные явления, язык цветов, удивительные истории о животных и растениях, о необыкновенных экологических праздниках.

Ковалёва, Г.Интерактивное меню литературного кафе : [массовые мероприятия вне стен библиотеки] /  Галина Ковалёва // Библиополе. - 2017. - № 6. – С. 24-26.

Директор центральной городской библиотеки им. М.И. Семевского г.Великие Луки Псковской области делится опытом проведения акций вне библиотеки – это интерактивные площадки «Фотосалон», «Настольные интеллектуальные игры», акция «Запишись в библиотеку», городской фестиваль ораторского искусства, проект «Библиотека без границ» с открытием летнего читального зала.

Кумова, Е. Убеди оппонента за четыре минуты! : обучение школьников ораторскому искусству [творческая лаборатория] / Елена Кумова // Библиополе. - 2017. - № 10. – С. 25-28.

Библиограф центральной детской библиотеки Новооскольского района Белгородской области рассказывает о том, как детская библиотека приступила к освоению новой для себя формы работы – подготовки читателей к участию в Школьной лиге дебатов. Суть дебатов заключается в том, что две команды должны убедить судей и аудиторию в своей правоте и ораторских умениях, выдвигая свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса. Здесь всё «по взрослому». В каждой команде три спикера. Особую интригу игре придает жеребьёвка. При любой тематике есть команда Отрицания и команда Утверждения. А вот личное мнение игрока никакого значения не имеет.

Машкова, Л. Добрые поступки «за просто так» : юные волонтёры спешат на помощь : [клубы, объединения в библиотеке] / Лариса Машкова // Библиополе. - 2017. - № 11. – С. 23-25.

Библиотекарь, руководитель клуба «Толк» рассказывает, как был организован клуб, привлечены юные активные и креативные читатели к пропаганде книги, рекламе библиотеки и помощи в проведении различных встреч. «Труд, отзывчивость, любовь, команда» - так расшифровывается название клуба.

Николаева, А. Добро пожаловать в «Логово дракона»! : необычные мероприятия для подростков / Анна Николаева // Библиополе. - 2017. - №6. – С. 20-23.

Заведующая медиатекой центральной детской библиотеки г.Назарова Красноярского края делится опытом организации и проведения нестандартных форм деятельности. Начинали библиотекари с литературного вечера «Встреча с героями Гоголя», затем перешли к комплексному мероприятию с площадками для разных возрастных групп – литературной ретроспективе «Поэтические дневники как зеркало души», мастер-классу «Творческие блокноты», чайным церемониям народов мира и посиделкам под гитару. Не менее масштабное мероприятие было инициировано членами клуба «Логово дракона» – хоррор-вечеринки. В библиотеке работает и патруль чистоты русского языка.

Попова, М. Задание на дом: разбираем ошибки : формирование общих ценностей у детей и их родителей / Мария Попова // Библиополе. - 2017. - № 10. – С. 33-36.

Главный библиотекарь зала делового чтения «Эрудит» центральной детской библиотеки г. Очёр Пермского края делится опытом работы с семьями по продвижению чтения. Для этого проводились семинары «Академия родительского образования», работал интеллектуальный клуб, разработан проект «Розовый пингвин», в рамках которого была создана библиостудия. Её план разделили на два блока: для родителей «Учимся, чтобы обучать» и для дошколят «Читаем, радуемся, удивляемся…».

Симонова, Ю. Что мне можно? Что я должен? Занятие для школьников 7-8-х классов : [воспитание гражданина] / Юлия Симонова // Библиополе.  - 2017. - № 9. – С. 52-55.

Заведующая инновационно-методическим отделом Вологодской областной детской библиотеки предлагает сценарий мероприятия, в котором пошагово рассказывается о правах ребёнка в зависимости от его возраста.

Толстых, Т. Дар любви, терпения и дружбы : методика организации библиотечного урока на тему добра и милосердия / Татьяна Толстых // Библиополе. - 2017. - № 6. – С. 66-71.

Ведущий библиотекарь муниципальной библиотеки им. Б. Машука г. Благовещенска Амурской области рассказывает о том, как в библиотеке создаются условия для развития думающего, творческого и критически мыслящего читателя. На основе проектов «Лучик» и «Научи своё сердце добру», которые включают уроки нравственности, автор раскрывает методику проведения мероприятия, даёт план мероприятий, схемы проведения обсуждения книг и подведения итогов.

Филина, М. Воплотим любую задумку сообща! : методика проведения эстафет по развитию чтения : [традиции и новации] / Марина Филина // Библиополе. - 2017. - № 11. – С. 14-18.

Заведующая отделом библиотечного развития муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска Архангельской области делится опытом проведения совместной реализации любого замысла. После проведения общей по всей системе акции «Девять юбилеев» библиотекари поняли, что сообща всегда легче реализовать любую задумку. Так, в библиотеках были проведены День с любимым писателем, акции одного месяца, отмечали юбилеи книг, а в 2018 г. появилась акция «Большая экология», предназначенная для дошкольников, школьников младшего и среднего звена.

Филина, Н. Нравственные идеи через визуальный ряд : интерактивные технологии в работе с информацией / Наталья Филина // Библиополе. - 2017. - № 9. – С. 29-31.

Заведующая Детской библиотекой № 2 централизованной системы детских библиотек г. Брянска делится опытом использования нового в России метода обучения с помощью технологии видеокейсов, главным предназначением которых является вовлечение подростков в активный анализ проблемно-ситуационных задач (кейсов). Автор подробно рассказывает, как были подготовлены и проведены мероприятие  «С чего начинается Родина?» и час личного мнения «Сохраняя традиции, уважая Память».

Халкечева, Л. А вы запомните терабайт стихов? : креативные акции, отвечающие интересам молодёжи / Лариса Халкечева // Библиополе.  -  2017. - № 9. – С. 16-19.

Главный библиотекарь отдела методической работы Ставропольской краевой библиотеки для молодёжи делится опытом работы с юношеством, рассказывает о формах работы с подростками, раскрывает самые популярные форматы, такие как тренинг «Весна поэтов», цикл летних парковых мероприятий, выставка «БукАрт», оформление оригинальных библиотечных уголков для селфи и т.д.

Телицына, М. Василиса Премудрая о государственных праздниках : сценарий проведения Дня Конституции Удмуртии для младших школьников : [воспитываем гражданина] / Марина Телицына // Библиополе. - 2017. - № 10. – С. 46-48.

Главный библиотекарь Увинской районной детской библиотеки Республики Удмуртия предлагает сценарий мероприятия по Дню Конституции, действующие лица которого – Баба-Яга и Василиса Премудрая. Знакомство с Конституцией происходит при общении двух биполярных сказочных персонажей. 

Работа с особыми категориями читателей

 Данный обзор содержит актуальные статьи из профессиональных журналов 2016-2017 годов, призванные помочь деятельности с людьми с ограниченными возможностями, выявить коллег, работающих по данному направлению, обменяться опытом для улучшения работы и получения наилучших результатов.

Григорьева, Л. Праздник для особенных ребят: работа с малышами-инвалидами // Библиополе.  – 2016. - № 8. – С. 59-61.

Заведующая библиотекой-филиалом №5 Централизованной системы детских библиотек г. Рязани рассказывает, как сотрудники филиала помогают тяжело болеющим детишкам научиться радоваться ярким краскам мира, читать и заниматься творчеством наравне со сверстниками. Для этого на базе библиотеки и был открыт клуб «Искорка». Работа с малышами-инвалидами ведётся по нескольким направления: «Приходите к нам на праздник», «Художники сами – рисуем красками и словами», «Занимательный компьютер», стартовал и новый проект – «Встречаемся на библиокухне».

Ермакова, Г., Сафонова, Е. Так нескучно мы живём: Театра, конкурсы, кулинарное шоу… / Галина Ермакова, Елена Сафонова // Библиотека. – 2017. - №7. – С. 65-68.

Авторы статьи предлагают разнообразные формы работы, чтобы сделать жизнь инвалидов по зрению насыщенной событиями, наполненной общением и интересными встречами. В список реабилитационных мероприятий входят: ежегодный конкурс по письму и чтению по системе Брайля, праздник урожая, акция «Эколого-познавательные экскурсии «Изучаем край родной»», тематические вечера, позволяющие выразить своё собственное Я и др.

Журавлева, Т. Арт-терапия для незрячих: проект «Седьмое чувство»: равные возможности для всех // Библиополе. – 2017. – № 2. – С. 66–69.

 Освещен опыт проектной деятельности Норильской ЦБС по обеспечению доступа к информации читателей с нарушением зрения через создание фонда изданий специальных форматов и рабочих мест, оснащенных тифлотехникой и специализированным программным обеспечением. Показано использование тифлокиносеансов как средства арттерапии и социокультурной реабилитации незрячих и слабовидящих. Описаны проблемы создания фильмов с тифлокомментариями в библиотеке. Представлены планы по изготовлению тифлоизданий на 3D-принтере.

Капистка, Е. Продумана каждая мелочь: От порога до стеллажей – безбарьерная среда // Библиотека. – 2017. – № 1. – С..54-57

Администрацией закрытого административно-территориального образования разработана муниципальная целевая программа «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан ЗАТО Александровск на 2013-2015гг.», продлённая затем до 2020 г. Одним из аспектов ее реализации стало создание отдела «Преодоление» в городской библиотеке «Центр-книга» по библиотечному обслуживанию инвалидов, оборудованное в соответствии с современными требованиями. Обо всём в деталях рассказывает автор статьи.

Морозова, С. Окно в большой мир: работа с особыми категориями читателей // Библиополе. –  2017. – № 1. – С. 60-63.

Показана деятельность Алексеевской городской библиотеки № 1 Белгородской области по информационному обслуживанию и организации культурно-досуговых мероприятий для людей пожилого возраста и инвалидов. Освещен опыт применения различных психотерапевтических методов в социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Павидис, С. Они такие же, как мы: Роль муниципальной библиотеки в создании инклюзивного культурного пространства // Библиополе. – 2016. - №10. – С. 48-51.

Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в активную жизнь. А потому вопрос включения людей с ограничениями жизнедеятельности в общественную жизнь, в культурное пространство и событийную среду муниципальной библиотеки актуален. Автор статьи показывает, с какими сложнейшими и непреодолимыми барьерами сталкивается на практике общедоступная библиотека на пути к созданию инклюзивного пространства. Это архитектурные особенности зданий и помещений, специальное оборудование, подготовка сотрудников библиотек и др.

Сафарова, Т. Научите нас верить в себя!: проект по адаптации «особых» детей / Татьяна Сафарова, Ольга Резникова // Библиополе. – 2017. – № 4. – С. 56-59

Освещен опыт сотрудничества Ростовской-на-Дону библиотеки имени П. В. Лебеденко с Ростовской специальной школой-интернатом № 38 по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через познавательно-развивающие мероприятия, формирование интереса к чтению и занятия художественным творчеством.

Степанова, В. Передай добро по кругу: О невзгодах здесь можно забыть // Библиотека. – 2017. - № 5. – С.74-77.

Для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников детские библиотеки Липецкой области  используют различные формы работы: выставки, беседы, викторины, игры, литературные часы и путешествия, конкурсы, фестивали, акции. Все мероприятия перечислить невозможно, у каждой библиотеки своя изюминка, свои методы работы с такими детьми. Опытом работы делится главный библиотекарь отдела Областной детской библиотеки.

Фазлыкаева, П. Сделать видимым каждое слово: Мастер-класс по изготовлению особых книг // Библиотека. –2017. – №1. –  С..43-45

Статья рассказывает о значении тактильных книг. Основная задача которых – это дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами. Автор делится опытом создания таких книг. Ведь подобный «Самиздат» может быть полезен и увлекателен не только для особых детей, он вызывает интерес и у традиционной аудитории читателей.

Официальные даты

7 апреля - Всемирный день здоровья

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов

8 июня - День социального работника

Последнее воскресенье сентября - Международный день глухонемых

1 октября - Международный день пожилого человека

13 ноября - Международный день слепых

3 декабря - Всемирный день инвалидов

Подготовила: Н.М.Порошина, зав. МБО

 

Патриотическое воспитание в профессиональном формате

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию статьи из профессиональных журналов об опыте работы библиотек в патриотическом воспитании. Надеемся, что они пригодятся Вам в работе.

Ворошилова Т. Волонтеры: дорогою добра: [работа в рамках программы «Память»] // Библиополе.– 2014. – №7.– С. 2-5.

 Возрождение патриотического воспитания является приоритетным направлением работы Уразовской модельной детской библиотеки МЦБ Валуйского района Белгородской области.

Клочкова М. Патриотическое воспитание в профессиональном формате: консультация // Библиополе.– 2010.– №7.– С. 26-28.

 Тема патриотизма многогранна, она включает и военную исто­рию государства, и политическую, и культурную. В статье показана  деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий. Это различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, заставляющие думать и анализировать, игры и викторины, повышающие интерес к теме.

Наволокина Н. Многогранность гражданских чувств // Библиотека.– 2014.– №3.– С. 19-23.

 Понятно, что заставить любить Родину невозможно. Однако можно создать фундамент для возникновения этой любви, чем и занимаются работники центральной городской библиотеки г. Щебекино. Автор статьи делится опытом проведения патриотических мероприятий, включенных в программу «Как стать патриотом».

Петриченко Н. «…И в каждом сердце не забыты героев павших имена»: [конкурс] // Библиополе.– 2011.– №6.– С. 25-30.

 Заведующая отделом по связям с общественностью Заволжской городской библиотеки Ивановской области делится опытом популяризации литературы патриотической направленности, которая учит мужеству, нравственной стойкости, верности Родине. Акцент сделан на новые, экспериментальные формы работы: встреча нескольких поколений «Живая память поколений», на которой присутствовали фронтовики, труженики тыла, вдовы, жители блокадного Ленинграда, участники боевых конфликтов в Афганистане, Чечне, допризывная молодежь; экспозиция экспонатов, найденных на раскопках участниками поискового отряда «Скиф»; инсценировка рассказа Рея Бредбери «Улыбка» и др. Работа коллектива была оценена на областном конкурсе Дипломом 1 степени.

Редкодубская, И. «Страна моя, я у тебя в запасе»: Библиотека – центр патриотического воспитания // Библиополе.– 2013.– №8.– С. 57-58.

 Одним из мероприятий, направленных на развитие у подрастающего поколения чувства, гордости за свою страну, стал тематический вечер «Страна моя, я у тебя в запасе». На встречу с молодёжью пришли участники боевых действий и военнослужащие запаса. Особый интерес вызвало сообщение солдата-контрактника, ровесника присутствующих, о важности воинской службы. Ярким акцентом тематического вечера стали армейские альбомы разных лет.

Тимофеева, Л. С прошлым назначена встреча: организация деятельности библиотечного музея // Библиополе. – 2016. – № 5. – С. 26-29.

 Заведующая Детской библиотекой им. И.А. Крылова ЦБС г. Тамбова рассказывает о том, что трудно переоценить роль библиотеки в приобщении юных к историко-культурному богатству своей малой родины. В этой работе неоценимой может быть роль музея, созданного при библиотеке. Музей является хранителем молчаливых вещей. В ряду с ними в уголке «Рукотворная услада» занимают не менее важное место и другие экспонаты – творческие работы детей в стиле старинных и современных технологий, изготовленные по мотивам прочитанных книг. Здесь же раскрывается опыт работы музея под открытым небом. Создание музейно-образовательных интерактивных программ – процесс трудоёмкий, но интересный, заманчивый и затягивающий. Новый проект «Юный гид» учит ребят самостоятельно подбирать интересные темы и материал для самостоятельного проведения экскурсий в музее.

Девяткина, Т. От Руси до России: [выставки] // Библиополе.- 2012.- № 6.- С. 47 – 51.

 История России полна славных и трагических событий, о которых сложены легенды, написано большое количество научных и художественных книг. Сотрудники Мурманской областной детско-юношеской библиотеки разработали тематическую комплексную выставку «От Руси до России», раскрывающую многовековую историю страны. На выставке представлены книги, нормативные документы, марки, значки, игрушки и др. материалы. Всё то, что может способствовать развитию интереса юных посетителей к истории государства, формированию у них чувства гордости за великую Россию. Экспозиция литературы по истории страны стала основой многих мероприятий описанных в статье.

Подгорнова, Е. Обычаев живая нить // Библиотека.- 2014.- №4.- с. 49-51

 Жизнь русских людей в прошлом состояла из череды будней и праздников. В русских деревнях все особые дни отмечались из года в год, из века в век в определенном порядке. Для того, чтобы народное искусство продолжало жить в библиотеках Кадомского района Рязанской области, накоплен большой опыт по сохранению традиций. Юное поколение старается перенимать их, принимая участие в проведении народных и православных праздников, ярмарок, посиделок, мастер-классов. Елена Подгорнова рассказывает о том, как весело, задорно и своеобразно проходят здесь Масленица, праздник Сорока Мужиков, Пасха и Троица, обряд «На зубок».

Токачёва, Е. Подросткам – о людях в погонах: беседа со старшеклассниками, посвящённая армейским знакам различия: [уроки мужества] // Библиополе. – 2016. – № 11. – С. 50-52.

 Ведущий библиотекарь Центральной детской библиотеки г. Нижнекамска Республики Татарстан предлагает мероприятие «По следам дембельского альбома», в рамках которого проходит встреча с людьми, прошедшими срочную службу и идёт разговор о людях самой мужественной профессий – военных. А всё началось с необычной выставки. Основу её составили дембельские альбомы своих земляков разных лет…

Чарикова, Т. Мы – разные, но небо у нас одно // Библиополе. – 2015. – № 5. – С.48-50.

 Специалисты Солнечной модельной библиотеки Сургутского района реализовали проект «Летний международный лагерь «Под одним небом». Проект включал цикл мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры общения, основанной на взаимной терпимости.

Ятвицкая, Д. Запиши деда в полк: участие библиотекарей во Всероссийском проекте // Библиополе. – 2016. – № 4. – С. 32-37.

 Главный библиограф отдела библиографии и краеведения Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина рассказывает о проекте базы данных «Бессмертный полк», куда многие люди занесли сведения о солдатах и тружениках тыла. Как было нелегко работать  с родственниками солдата или тружениками тыла, т.к. зачастую у них кроме обрывочных воспоминаний не было ничего. От библиотекарей требовалось написать краткую биографическую справку со списком наград, занести информацию на сайт. Работники библиотеки записали в «Бессмертный полк» более 220 человек, и практически каждому из них нужно было написать его историю.

Буздукова, О. Боевые игры мирного детства: [Война. Победа. Память] // Библиополе. – 2016. – № 4. – С. 38-39.

 Главный библиотекарь отдела эстетического развития и массовой работы с читателями Брянской областной детской библиотеки делится опытом проведения акции «Ночь Победы», главная цель которой – воспитать у детей и подростков чувство уважительного отношения к героическому прошлому родной страны.

Виноградова, И. Чтобы потомки не упрекнули: рекомендации по подготовке праздничной экспозиции: [Война. Победа. Память] // Библиополе. – 2016. – № 4. – С. 43-46.

 Заведующая отделом обслуживания Городской библиотеки «Центр-Книга» г. Полярного Мурманской области делится опытом оформления музейной экспозиции «У кромки континента», центром которой стал символический Вечный огонь. Возле галереи портретов писателей-фронтовиков читатели отмечали звёздочками прочитанные книги. Была организована и выставка-коллаж, посвящённая фронтовому фольклору.

           Подготовила Н.М.Порошина, зав. МБО

ßíäåêñ.Ìåòðèêà